Интервью Герва Мюллера с Бобом Марли

Rock & Folk: Не считаешь ли ты, что твое пребывание вдали от Ямайки изменило твою музыку?

Bob Marley: Совсем нет. Мы же играем музыку, а не Ямайка! (смеется)

RF: Но ведь ты выступаешь перед совершенно разной публикой, взять хотя бы Париж.

BM: Это так, но все эти люди хотят слушать музыку с Ямайки. А в Париже мы играли как обычно. Понимаешь?

RF: А как там Джуниор Марвин (гитарист Вэилерс)? Он не делает группу сильнее?

BM: Да, это так. Джуниор очень простой человек…

RF: Ты имеешь в виду как человек или музыкант?

BM: И так, и так. Он отличный парень! Мы легко находим общий язык.

RF: Как ты считаешь – состав Выэилерс ожидают какие нибудь изменения в плане участников?

BM: Может все останется как есть, может что то изменится… Я думаю мы добавим что-нибудь нового.

RF: Может духовых?

BM: (неожиданно смеется и вскрикивает) Да брат! Именно их!

RF: Ты бы хотел вернуться во времена СКА и возвратить стиль духовой партии? Would you like to have a horns rhythm section again, like in the days of ska?

BM: Да! Да, Ман! Как во времена СКА. Было бы здорово. Раньше, большое внимание мы сосредотачивали именно на ритме. Но сейчас, когда все почувствовали это – мы можем использовать духовые опять… да.

RF: Стиль ваших записей резко отличается от многих ямайских музыкантов. Ты никогда серьезно не подходил к Дабу.

BM: Я? Нет, мне просто никогда не нравился этот стиль, понимаешь. Даб – это что-то иное. Мы никогда не делали этой музыки, потому, что мы всегда считали, что музыка должна нести людям какое-то послание, понимаешь? Хотя Даб не так уж и плох. Я вот начал это понимать.

RF: Почему вы заново записываете старые песни, такие как Kaya?

BM: Ммм… Kaya, это хорошая вещь… ночью, когда мы записывали ее, мы находились в недалеко от города – в деревне. Всю ночь лил дождь, а мы были в маленьком домике… и у на не оказалось тогда kaya. Вот мы и записали : "gotta have kaya now for the rain is falling...".

RF: Когда это было?

BM: По-моему ... 1970. Да, 1970.

RF: Ты также заново записал более старые песни, возвращающие нас во времена СКА – например One Love. Каково это, делать заново то, что сделал 10 или 15 лет назад?

BM: Что-то получается, что-то нет. Это зависит от вибраций. Мне никогда не нравилась музыкальная сторона One Love.

RF: А со словами как?

BM: Я начал понимать все лучше, чем тогда. Сначала вдохновение. Затем понимание… и песня оживает. Я не знаю как или почему. Есть песни, которые я сам не понимаю до конца, пока не увижу реакцию людей с улиц. Кто-то сразу улавливает их смысл, ну а уже потом и до меня доходит

RF: Как твои друзья по группе проявляют себя в процессе написании
песен?

BM: Все пишут песни. Джуниор записывает альбом. Тэйрон (клавишник) тоже…

RF: Да, но будут ли они писать и для Вэилерс?

BM: Да, если сами захотят этого. Они сами свободные люди.

RF: Это так, но сегодняшний ваш состав резко отличается от того, что был в самом начале – с Бани Ливинстоном и Питером Тошем. Это так?

BM: Да, ведь ты можешь всю свою жизнь простоять на одном месте, понимаешь? Но ведь и деревья растут. (Смеется)

RF: Ты думаешь что смог бы поработать с ними еще раз?

BM: Конечно, в любое время…

RF: Ты не встречал Питера Тоша после его проблем с полицией на Ямайке? (Тош был арестован и избит полицией)

BM: Да, он в порядке.

RF: О чем ты подумаешь когда происходят такие вещи?

BM: Как с Питером? Это ничто иное как невежество… невежество со стороны полиции.

RF: Ты живешь на Ямайке сейчас, но ты на долго уезжал… (после вооруженного нападения на Марли. После чего он уезжает в Англию, Лондон)…

BM: Да...

RF: На долго?

BM: Нет, на некоторое время.

RF: В нашей прошлой встрече ты говорил, что намериваешься поехать в Африку. Так ты был там?

BM: Нет, пока нет. Но теперь я туда точно поеду! (Смеется) Если честно… Я хочу съездить в Нигерию, Гану, ну и еще в пару мест.

RF: И еще раз старый вопрос: ты действительно считаешь, что европейцы реально понимают все эти темы про раста?

BM: Я не могу сказать точно, понимают ли они что-нибудь или нет. Но я вижу их реакцию, понимаешь? (смеется как ребенок). И это чистая правда – не шутка и не сон. Это может показаться странным, но это не так. Раста – это реальность. Это трудно понять людям, которым каждый день промывают мозги. Где уж тут понять что им говорят раста. Но мы выше этого. Быть раста – значит быть счастливым. Но раста знает, что весь мироднажды, может быть против него…

RF: В прошлый раз, ты сказал мне, что если рэггей певцы и поют песни о растафарай, только потому что все любят растаманов.
BM: Да, НО НЕ ВСЕ. Последнее время я очень обеспокоен этим, но ведь все больше людей говорят об этом, и это хорошо… ведь люди знают что война повсюду, но они не могут объяснит причину этого. И это очень плохо. Если мы воюем, мы знаем во имя чего все это. В противном случае… (он немного улыбнулся, будто потерял дар речи)

RF: Как ты думаешь, люди, которые слушают твои песни понимают все это?

BM: Многие люди понимают что мы хотим им сказать. Я никогда не перестану верить в людей, потому что это все что нам остается, понимаешь? С самого рождения меня меня воспитывали как всех, пока я не понял для себя, что есть еще что-то. Это происходит со всеми людьми, но в разное время.

RF: Как ты считаешь, ямайские музыканты, поющие в Лондоне, как Стил Пульс, имеют другой подход к рэггей?

BM: Они пытаются… так как рэггей – это чувство. Очень особенное. Все рэггей музыканты имеют его. И когда мы начинали записывать песню типа Duppy Conqueror, мы делали это на чисто профессиональном уровне. То есть с чувством, но профессионально. Не возможно выйти на мировой рэкорд рынок без профессионализма. Вот мы так и делаем, чтобы весь мир мог нас услышать. Ты понимаешь о чем я говорю?

RF: Ты хочешь сказать, что рэггей музыканты сейчас выходит на более профессиональный уовень?

BM: Да. У них просто нет выбора.

RF: Но они ведь теряют что-то при этом?

BM: Не вижу ничего такого, что они могли бы потерять. Но я могу с уверенностью сказать что они приобретают!

(Интервью для Rock and Folk)