Биография Боба Марли
Боб
Марли (полное имя Роберт Неста Марли, Robert Nesta Marley, род. 6 февраля 1945
в поселке Девятая Миля, округ Сэнт Энн, Ямайка, умер в онкологической клинике
в Майами, США 11 мая 1981; незадолго до смерти принял растаманское имя Берхане
Селассие) – самая культовая фигура меж музыкантов. Культовая в буквальном, религиозном
смысле – благодаря Марли растафари из ямайской секты стала мировой молодежной
субкультурой, у ортодоксальных религиозных растаманов он почитается перерождением
Иосифа Прекрасного, а среди менее искушенных в догматике последователей растафари
– Христом черной расы. Певица из сопровождавшего Боба Марли вокального трио
"Три Я" (Three I) Джуди Моуотт (Judy Mowatt, род. в 1952) так говорит
о нем: "Боб был музыкальным посланником Бога. Он был посредником между
Богом и людьми… Его трудами многие из тех, кто вёл бессмысленную жизнь, устремляясь
к сиюминутному более, чем к духовному, нашли себя: песни Боба принесли им просветление
и духовное возвышение".
Мать Марли Седелла Букер Марли (Cedella Booker Marley, род. ок. 1938) соблазнил
английский колониальный чиновник Норвал Синклер Марли, в ямайской провинции
уважительно называвшийся "капитаном" – отсюда кочующие по справочникам
легенды об "ирландском моряке". Хотя Норвал Марли и оформил брак чин
по чину, но оказался двоеженцем, похищал мальчика у матери и в 1955, вскоре
после бракоразводного процесса, умер. Мать Боба не только пела в церковном хоре
и приучила мальчика к музицированию, но и сама, как и два ее младших сына, впоследствии
стала певицей рэггей и истовой растафарианкой.
В детстве у Роберта проявились необычные парапсихологические способности, чему
способствовал дед – уважаемый в округе человек и знаток духов и традиционного
знахарства. В 1955 Седелла Марли с сыном переезжает в Кингстон к гражданскому
мужу Тодди Ливингстону, сын которого Банни (Neville O''Riley Livingston, род.
в 1947, сценический псевдоним Банни Уэйлер) стал другом детства Боба. Вместе
с Банни и Уинстоном Макинтошем (Winston Hubert MacIntosh, 1944-1987, сценический
псевдоним Питер Тош) малолетний Боб мечтает создать вокальную группу. Хотя ямайская
популярная музыка тех лет была вторичной и подражательной, перепевавшей американские
образцы, но в атмосфере жесткой конкуренции любителям и дилетантам места не
было: требовался профессионализм и умение с ходу сыграть все, что надо. Друзья
упорно осваивали основы музыки и пения под руководством известного на Ямайке
певца Джо Хиггса (Joe Higgs, род. в 1949). Хиггс ввел юных музыкантов в мир
ямайского шоу-бизнеса, а заодно приобщил к «культуре растафари». В 1962 Боб
записывает первые две песни, а в 1963 с Банни Уэйлером, Питером Тошем и еще
тремя ушедшими в 1966 году приятелями основывает вокальную группу, после смены
нескольких имен названную «Уэйлерз» (Wailers – Стенающие). Группа исполняет
соул, ду-уоп, позже – ска и рок-стеди и включается в потогонный конвейер ямайской
музыкальной индустрии, требовавшей высочайшего мастерства и еженедельных новых
песен для "саунд системз"
Первый же сингл "Уэйлерз" на два месяца стал ямайским хитом номер
один. Но прокормить местный шоу-бизнес не мог: группа работала за харчи и сценические
костюмы. В феврале 1966 Марли женится на певице Рите Андерсон (Rita Anderson,
род. ок. 1947, впоследствии – Рита Марли, участник вокальной группы "Three
I", известная также по сольным записям; несмотря на женолюбие Боба и множество
внебрачных детей – один даже от Мисс Вселенная, - их с Ритой всю жизнь отличало
трогательное духовное единство) и уезжает к перебравшейся в США матери, где
работает на автозаводе Крайслер рабочим на сборке. В конце года Марли возвращается
на Ямайку и воссоздает группу – теперь уже как трио. В 1967 Боб, Питер и Банни
окончательно становятся верующими растафарианами. Вместо приблатненной тематики
песен ска на темы уличных разборок (на Ямайке господствовала уличная субкультура
"руд бойз» – отсюда и тематика) появляются глубокие мистически-визионерские
тексты. Изменяется внешний имидж группы. Нет больше аккуратных костюмчиков с
бабочками, лаковых штиблет и слащавых улыбочек. "Уэйлерз" стали по
понятиям той эпохи "похожи на людей": нестрижены-нечесаны, из-под
пятницы суббота торчит, взгляды туманные и потусторонние. Группа - среди первых
на острове и даже наряду с принятым на Ямайке тех лет форматом сингла выпускает
в 1970 альбом под названием "Лучшее". Но Марли по-прежнему вынужден
подрабатывать в США на автозаводе. Вернувшись осенью 1969, Марли начинает сотрудничать
с выдающимся продюсером и музыкантом Ли "Смутьяном" Перри (Rainford
Hugh Perry, род. в 1936), самым экстравагантным и непредсказуемым персонажем
ямайского музыкального мира, заодно – мистиком и доморощенным философом. Они
пересоздают группу по принятому в те годы мировому стандарту: теперь это не
вокальное трио, а рок-группа классического состава. В группу входит ряд выдающихся
ямайских инструменталистов. От ска и рок-стеди группа переходит к рэггей – соответственно
изменяется и содержание. Тексты насыщаются иносказаниями и библейскими цитатами.
В 1971 Марли основывает собственную студию Тафф Гонг (Tuff Gong – "Крутой"
– от детского прозвища Боба). Его замечает Крис Блэкуелл, основатель фирмы грамзаписи
"Айленд". В 1973 году в Великобритании выходит адаптированный к стандартам
рок-музыки альбом "Ухвати огонь" ("Catch a Fire", 1973).
Но мировая слава пришла к Марли только после того, как Эрик Клэптон (см.) в
1974 перепел песню Марли "Я пристрелил шерифа" – еще с "блатным"
содержанием времен "руд бойз". "Уэйлерз" в одночасье стали
звездами мирового класса.
После выпуска второго британского альбома Burnin'' (1973) оказавшиеся в тени
Банни Уэйлер и Питер Тош в 1974 уходят из группы, начав сольную карьеру. Банни
утвердил себя как растаман-мистик, а Питер – как политический трибун. Вместо
них в 1974 - что придает звучанию «африканский» колорит – в группу вводится
на подпевки женское вокальное трио "Три Я".
3 декабря 1976 на Марли было совершено покушение. Причиной были долги его друга
местной мафии, но, поскольку это больше соответствовало образу певца-мессии,
оно было воспринято как политическое. От политики – кроме борьбы народов «Третьего
мира» за независимость - Марли был далек, считая ее «крысиными гонками», а альтернативу
ей видел в духовном перерождении человечества. Редкий эпизод участия Марли в
политической акции – концерт «Единая любовь», организованный музыкантами в апреле
1978, чтобы примирить враждующие политические партии. На сцене Марли заставил
лидеров двух основных партий Ямайки пожать руки.
С середины 70-х Марли - мировая суперзвезда. Хотя среди ортодоксальных растаманов
при жизни Марли главными выразителями духовного послания растафари почитались
другие исполнители, мировое признание и неподражаемое иррациональное воздействие
вокала Марли сделали его Провидцем и Пророком "культуры растафари".
После смерти он был канонизирован как голос Бога Джа Растафари. Сам стиль рэггей,
несмотря на обилие выдающихся исполнителей, в сознании массового слушателя ассоциируется
исключительно с Марли.
В "Третьем мире" Марли стал самым любимым певцом, выразителем чаяний
всех бедных и угнетенных. Черная молодежь заговорила цитатами из песен Марли.
В 1980 Марли был приглашен как главная фигура дать концерт на церемонии провозглашения
независимости Зимбабве. На Западе же Марли превращается в кумира интеллектуальной
богемы, символ духовной свободы.
Семья Марли, «Уэйлерз», множество забредших случайно музыкантов, растаманов
и просто друзей жили в доме-студии «Тафф Гонг» большой коммуной, деля время
между ежедневными утренними занятиями спортом, футболом (Боб был страстным футболистом),
курением «травы мудрости» с последующими медитациями, религиозно-философскими
беседами и музыкой. Марли верил, что музыка рэггей может сделать людей счастливыми,
освободив их сознание.
В 1981 году Марли умирает от рака – и становится иконой. На Ямайке Марли практически
канонизирован, ему поставлен памятник, создан музей. Римейки и сэмплы песен
Марли органично вписываются в любой последующий стиль, а магический голос великого
растамана продолжает завораживать и двадцать лет спустя.
«Уэйлерз» работают и поныне как аккомпанирующий состав. Записаться с ними –
высшая честь для ведущих звезд рэггей. В 1985 четверо детей Боба и Риты во главе
с сыном Зигги (David Marley, род. в 1968) успешно дебютировали как группа "Мэлоди
Мэйкерз" (Melody Makers, сама группа была создана еще при жизни и под руководством
отца).